Собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы

Введенский каменный соборный храм построен в начале XVIII столетия (1708 г.) После запустения обители (середина XVII – XVIII вв.) этот величественный собор был возрожден игуменом Тихоном (первая половина XVIII в.) В последствии вместо сводов был сделан потолок, а крыша покрыта тесом. При строителе отце Сергие все ветхости этого храма были исправлены, а в 1811 г. крыша его покрыта железом, под нею устроено вместо бывшей одной пять глав с железными крестами, окованными по местам шинным железом, а снаружи обиты листовым, сделаны связи для оковки фонаря и вокруг церкви по пелину из шинного железа. Работы производил по подряду Тульский оружейный мастер Аким Васильев Кепанов.

Важной вехой в истории Жабынской обители было настоятельство архимандрита Венедикта (Краснопевцева), брата известного старца Киево-Печерской Лавры иеросхимонаха Парфения. В 1838 г. при отце Венедикте собор был расписан внутри, усердием Калужского купца Андрея Афанасьевича Чечихина.

В таком виде перед нами и сегодня предстает самый древний собор Жабынской обители.

Вот как описывал устройство Введенского собора церковный историк второй половины XIX века архимандрит Вениамин (Кавелин). «Высокий и стройный квадрат храма освещен окнами в два света: вверху с каждой из боковых сторон по три окна (с дуговыми перемычками), внизу с северной два, с южной одно; алтарь освещен 5-ю окнами; наружных украшений нет вовсе, кроме лопаток по углам и репчатого пояса (платбанта) вокруг всего храма, под карнизом крыши. С западной и южной стороны пристроены ко входным дверям две каменные низкие паперти, с дуговыми крытыми железом крышами и пролетами по сторонам, сделаны усердием преосвященного Дамаскина, который погребен (1851 г.) при сем храме в могильном склепе устроенном, по его личному распоряжению, с южной стороны храма близ алтарной стены. У той же южной стены храма погребен, как показывает вставная извнутри в нее каменная с надписью плита, живший здесь на покое в начале прошлого столетия Болховского Оптина монастыря архимандрит Сергий. На плите изображено: „1721 года Генваря в 15 день в 5-м часу ночи преставился священно-архимандрит схимонах Сергий, на память преподобных oтец Павла Фивейского и Иоанна кущника в Белевской Жабынской Макариевой пустыни, при бытности той обители отца игумена Тихона, бывшего ризничегo в Москве при господине преосвященнейшем Иларионе митрополите Сарском и Подонском, и погребен на сем месте“. Свод храма опирается на два четвероугольных высоких столба, за ними устроены киоты для икон; как столбы, так равно cтены и своды настоящей и алтаря расписаны живописными изображениями из св. истории ветхого и нового заветов. Фонарь средней главы, осмигранный сквозной, освящен 8–10 узкими окнами, а боковые на глухих подставах. Иконостас (устроен 1812 г.) трехъярусный по золотому полю с цыровкою; местные иконы в медных посеребренных ризах. Алтарь троечастный с низкими сводами, освящен 5-и окнами. Антиминс освящен преосвященным Самуилом, архиепископом Ростовским и Ярославским в 1780 г. Ноября 1 дня. Средина храма помощена чугунными плитами, а около стен и в алтаре белым плитняком. Солея возвышена на 2 ступени. Дверей входных двое, обе двойные».

После революции 1917 года последовало разорение Жабынской пустыни. В 1919 году братия монастыря просит благословения у епископа Иувеналия на организацию трудовой артели, и это помогло сохранить Макариевскую обитель от закрытия еще на какое-то время. 7 сентября 1921 года президиум Тульского губисполкома принял решение о ликвидации всех монастырей в Тульской губернии. Уже 26 сентября в пустыни был закрыт Введенский собор, а богослужения совершались в приходской Введенской церкви, построенной бароном Черкасовым у Жабынского кладбища (в настоящее время не сохранилась).

На месте Введенского собора были организованы подсобные помещения. Сперва на территории пустыни планировали организовать сельскохозяйственный техникум, а с 1927 г. в обители расположился 250-й стрелковый полк. В годы Великой Отечественной войны вся Жабынская обитель сильно пострадала от снарядов немецко-фашистских захватчиков. Введенский храм был наполовину разрушен, крыша отсутствовала. По воспоминаниям местного жителя, в 1970-х гг. внутри Введенского собора находилась сельскохозяйственная техника. Монастырское кладбище, располагавшееся за алтарем Введенского собора, уничтожено в начале 1920-х гг.

Подлинным чудом Божиим и соборным делом всего народа стало возрождением Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни при архимандрите Никоне (Коневший).

Самый древний храм обители – собор во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы – ныне возрожден в своем первозданном благолепии. В 2008 г. при участии меценатов началось его восстановление из руин. Особую ревность в возрождении святыни проявила Маргарита Юрьевна Аксинская. 4 декабря 2012 г. великое освящение Введенского собора совершил Преосвященнейший Серафим, епископ Белевский и Алексинский.